В столице Амурской области проходит второй фестиваль любительского кино "КинАмур"
12 сентября 2013 года
Предлагаем вашему вниманию интервью с Владимиром Розановым, благовещенским кинорежиссёром, руководителем киноклуба "Благовещенск".
Выход в Китай
- Насколько удачным или неудачным был первый фестиваль?
- Первое - это всегда трудно. Хотя до нас уже пять лет существовал фестиваль «REC». Но он на 95-97% фестиваль ТВ-сюжетов. Да, все мы, благовещенские кинолюбители, вышли из «RECa», но мы хотели заниматься работами именно постановочного плана. Хотя это намного тяжелее - наши фильмы снимаются на голом энтузиазме, за свой счёт. Мы учли нюансы первого фестиваля, чтобы в этот раз максимально провести так, как задумывалось. Кстати, судить киноработы будут представители «звёздного» жюри. Главный приз - статуэтка журавля «Амурской осени».
- Из-за наводнения много спорили, нужна ли в этот раз «Амурская осень»…
- Любые запреты - это уже из области политики. Они, политики, очень любят это делать. Это хороший способ отвлечь народ от несчастья - такими спорами, отчасти спихнуть негатив и недовольство масс на ни в чём не повинных москвичей. Жизнь продолжается, никто не погиб, траур не объявляли, поэтому пусть артисты приезжают, пусть поддерживают народ.
- На прошлой «Амурской осени» было заседание по любительскому кино. Что вам это дало?
- Заседали на тему, чем большое кино может помочь малому. Были вопросы, как продвигать любительские фильмы. Думаю, первый и главный вариант - попасть на какой-нибудь кинофестиваль. Жаль, москвичи судят однобоко: «Надо дальше развиваться - приезжать в Москву, в регионе развития нет». Но там миллионы таких, как мы. Думаю, единственное, куда нам можно развиваться, это Китай.
Философия оптимизма
- Смотрят ли сами амурчане своё кино?
- Сперва нужно, чтобы благовещенцы о нас вообще узнали, хотя нашему объединению кинолюбителей уже четыре года. Фильмы можно смотреть на нашем сайте, но нужно расширять пути выхода к зрителю. В рамках своего проекта «Киносквер» проводить тематические показы благовещенского кино собирается областной Дом народного творчества. На одном из местных ТВ-каналов запустят программу типа советской «Кинопанорамы»: беседа с создателями фильма, потом сам фильм.
Но сами авторы за всё это время уже так устали бесконечно пробивать, продвигать своё творчество… По пальцам можно пересчитать тех, кто продолжает активно заниматься кино.
- Амурский кинематограф уже имеет какие-то свои характерные особенности, своё лицо?
- Наше местечковое кино разделилось на боевики, которые снимают Сергей Храмых, Семён Руденко, и добрые фильмы, которые делаем я и Дима Викторов. И ещё есть у нас один артхаусный режиссёр Лёша Марцинкевич.
- А какие фильмы сегодня нужнее?
- Любительское искусство априори авторское. Наши режиссёры пока выплёскивают эмоции, мало ориентируясь на вкусы зрителя. Я не люблю снимать чернуху, когда всё плохо, и людям не дают никакой надежды. Мы и так это знаем, и проблемный сюжет не добавляет оптимизма - хочется вскрыть вены, чтобы разом решить все проблемы. Да, нужно поднимать проблемы, но в документальном, а не игровом кино. Почему мы любим комедии? Это фильмы созидающие, несмотря на их простоту и отчасти примитивизм. Они добрые, они несут какое-то начало, чему-то учат. Но даже если вы показываете художественный фильм о правде жизни, добро всё равно должно победить зло. Или как минимум не проиграть.
Увы, во ВГИКе, где я учился в начале 90-х у Владимира Хотиненко (снял такие фильмы как «Мусульманин», «72 метра»), я был не понят со своей философией оптимизма, и ушёл оттуда.
- И не жалеете, что ушли из ВГИКа?
- Конечно, обидно, но неизвестно, как бы оно дальше пошло. Тогда из двух параллельных курсов - 30 человек - вышел в люди только один - Николай Лебедев, который снял фильмы «Змеиный источник», «Волкодав», «Легенда № 17». Мы с Лебедевым жили в одной комнате в общежитии. И во многом благодаря его толчку я в 2009 году начал здесь заниматься кино. А я его в своё время подстёгивал. Лебедев дал мне почитать сценарий своего первого фильма. Сценарий мне очень понравился, я много лестных слов Коле сказал. А спустя годы он написал мне: «Твои простые слова меня тогда так воодушевили, что я решил идти дальше».
Снять позитив сложно
- Каждый ли может, купив камеру, снимать кино?
- Есть у нас два «замечательных» парня, которые шлёпают фильмы, как ватрушки. Мы пытались их воспитать, править их сценарии, но ничего из этого не вышло. Да, любой может снимать, но какой результат будет? Попутно я задался вопросом: почему новичков в кино так тянет снимать о смерти? Я и сам когда-то с этого начинал. Эта тема юношей подспудно сильно волнует. Кажется, это будет действительно круто снять. Но потом, оглядываясь, думаешь: «Боже, как это примитивно!» Чем дольше человек живёт и развивается, тем он больше стремится к жизни. Позитив сложнее найти и, главное, снять. Никогда не думал, что буду снимать комедии, а ведь это самое сложное.
- А как к любительскому кино относится власть, помогает?
- Да никак не относится, наверно, и не нужно ей это. Единственное, надо отдать должное начальнику благовещенского управления культуры, с прошлого года взявшего нас под крыло. Мы можем выигрывать гранты на проведение своих кинофестивалей. Но фестивали, награды - это хорошо, а гранты надо выигрывать на сами съёмки.
- Убедительно ли играют непрофессиональные актёры?
- Среди них есть такие уникумы, что, думаю, живи они в Москве, на них бы рано или поздно обратили внимание. Они на вес золота, они передаются из рук в руки. В чём-то они «умоют» и театральных актёров, с которыми у меня был опыт работы. Театралы перед камерой переигрывают, потому что привыкли на сцене сильно эмоции показывать, чтобы с последнего ряда видели. А в кино всё не так: полуприкрыл глаза - одно состояние, широко раскрыл - другое. И я театралов постоянно успокаивал: «Ещё ниже эмоции, ещё, ещё, вообще уберите». И тогда только получалось.
- Кто, по-вашему, сегодня киногерой?
- Мне очень нравится главный герой фильма «Участок». Этот участковый - именно тот герой, которого я бы хотел видеть в своих фильмах: спокойный, умный, рассудительный, очень человечный. Сегодня не только киногероям, но и просто людям очень не хватает человечности.
Досье
Владимир Розанов родился в 1972 году в Благовещенске. В начале 90-х учился во ВГИКе. Вернувшись в область, работал на ВГТРК. Любимые фильмы - «Назад в будущее», «Иван Васильевич меняет профессию», «Жандарм и инопланетяне». Любимые режиссёры - Роберт Земекис, Леонид Нечаев.