Вечная картинка за окном
09 октября 2008 года
Юбилейный, десятый, международный фестиваль любительских фильмов "Рыбий глаз" прошёл в японском городе Мияконоджо. Представители российской делегации трижды поднимались на сцену за дипломами победителей. В одной из номинаций лучшей признана работа жительницы Иркутска.
Фестиваль "Рыбий глаз" основан в 1998 году иркутской телекомпанией АИСТ. Поначалу в нём участвовали только российские любители. Со временем о фестивале узнали за рубежом. Первый интернациональный финал состоялся в 2003 году в столице Монголии Улан-Баторе. Ещё через два года эстафету принял южно-корейский город Сокчо.
К конкурсным работам предъявляется всего два требования: хронометраж фильма не должен превышать тридцати минут и, главное, создатели не должны иметь профессионального опыта съёмок. Отсутствие опыта у участников с лихвой компенсируется энергией и свежим подходом. В этом плане у них есть чему поучиться даже мэтрам "синематографа". Так, один из авторов заснял процесс оледенения озера Байкал. Кристаллик за кристалликом, льдинка за льдинкой, и вот величественное озеро сковано коркой льда.
На "Рыбий глаз-2008" было заявлено более 140 фильмов. По словам организаторов, год от года уровень работ становится всё выше – появляется глубина, осмысленность. Однако главным критерием для жюри остаётся не "правильность" картинки, а сила оставленного впечатления. В этот раз искренние слёзы у зрителей и членов жюри появились на глазах при просмотре корейского фильма "История любви". Он рассказывает о том, как раздавленная смертью любимого мужа 70-летняя женщина сама начинает собираться в последний путь, даже носит дома символические белые тапочки. Жизнь меняет случай: она встречает жизнерадостного пенсионера, который заражает её жаждой жизни. Героиня преображается буквально на глазах. Концовка фильма трагична. Сердце женщины всё же не выдерживает, но умирает она улыбаясь.
Иркутянка Эльфрида Невзорова удивила фильмом, снятым практически из окна своей квартиры. Он так и называется – "За окном ничего не происходит". Она попыталась опровергнуть аксиому о бренности сущего. В её короткометражке картинка за окном фактически не меняется, лишь зелень уступает место пожухшей траве, снегу. А во дворе одни и те же люди продолжают радоваться жизни…