Четыре повода любить мобильное кино
30 ноября 2017 года
Седьмой фестиваль мобильного кино Smartfilm, проводящийся под патронажем компании velcom и при поддержке Министерства культуры, стартовал в середине ноября.
В этом году регламент фестиваля достиг максимальной демократичности. Творческое самовыражение участников ограничено лишь хронометражем и инструментарием (снимать по-прежнему нужно на смартфон), а выбирать победителя нынче будет не только профессиональное, но и народное жюри. «БР» обнаружила четыре причины, которые позволяют Smartfilm не терять лицо в белорусском культурном контексте.
Хороший старт для дебютанта
Белорусы никогда не считались кинематографической нацией, что не мешало им любить кино. В начале прошлого десятилетия производством фильмов в стране полностью заведовало государство, но цифровая техника и Интернет уничтожили существовавшую монополию. Теперь снимать и монтировать может любой энтузиаст.
Важными ресурсами стали идея и внутренняя потребность в ее воплощении, а также возможность обратной связи, позволяющей выяснить, насколько убедителен автор в своем стремлении снимать кино. Крупные форумы вроде «Лiстапада» или Cinema Perpetuum Mobile не всегда могут похвастаться такой связью: уж очень сложный и многоступенчатый отбор вынуждены проходить участники, чтобы пробиться на конкурс.
В этом плане Smartfilm не ставит перед ними сверхзадач. У фильма с нетривиальной подачей сюжета или интересным визуальным повествованием куда больше лазеек, чтобы продвинуть режиссера в дамки, а заодно помочь ему стать обладателем новенького смартфона или Гран-при конкурса и денежного приза в размере 3 тыс. руб.
Участие в фестивале может стать переломным моментом в судьбе человека. Так, Митрий Семенов-Алейников, снявший клипы для рэпера Макса Коржа и МЧС, попал в профессию в том числе благодаря победе в Smartfilm.
Голос зрителя важен
Хороший фестиваль должен быть зрителецентричным. Иными словами, его дирекция обязана ставить во главу угла не столько чаяния режиссеров и профессионального жюри, сколько интерес аудитории. Долгое время Smartfilm удавалось достигать баланса в этом отношении с помощью публичности. Все присланные работы размещались на специальном Youtube-канале. Зритель мог в любое время просмотреть все фильмы и выбрать своего фаворита.
Так было до 2016 года, пока Smartfilm не превратился в международный форум, а количество заявок не стало исчисляться сотнями. «Заливать» все присланные фильмы в Сеть стало действительно трудно. В итоге было принято решение размещать на канале лишь отобранные экспертами работы победителей.
Возникший дисбаланс организаторы исправили, учредив, помимо профессионального, народное жюри. В его состав войдут зрители и блогеры, интересующиеся кино. Народное жюри сформирует шорт-лист и определит своего лауреата. Он станет ответом победителю, выбранному профессиональным жюри, в состав которого вошли киноведы, критики и представители СМИ.
«В этом году мы сможем не просто выбрать лучших, но и сопоставить свои выводы и впечатления с альтернативным мнением народного жюри и зрителей. Это <…> делает процесс определения победителей более интересным, но в то же время более ответственным», — прокомментировал новость член профессионального жюри Антон Сидоренко.
Популяризация кино в бизнес-среде
Отечественные предприниматели не сильно жалуют национальную культуру. Поддерживать проекты, которые не в состоянии сразу дать результат, решаются далеко не все. К счастью, примеры обратного характера все же есть. Например, «Белгазпромбанк» проявляет благосклонность к театру и изобразительному искусству, «Банк БелВЭБ» — к фолк-музыке.
Что касается отечественного кинематографа, то интерес к нему со стороны бизнеса по-прежнему невысок. Можно вспомнить, как осенью 2016-го, в Год кино, дирекция «Лістапада» судорожно искала спонсоров, после того как «Беларуськалий» отказался финансировать форум, и страна едва не осталась без него.
По сути, Smartfilm остается единственным кинофестивалем, созданным по инициативе частной компании. Разумеется, с его помощью учредители решают собственные маркетинговые задачи, связанные с долгосрочной стратегией КСО, однако при этом в первую очередь популяризируют киноискусство.
Демократичный подход
В предыдущие годы Smartfilm предъявлял особые требования к формату работ. Например, в одном сезоне все участники снимали буктрейлеры (видеоролики, презентующие книги или литературные произведения), в другом — трейлеры несуществующих фильмов и т. п. Слоган нынешнего фестиваля таков: «Выйди за рамки жанра». Единственное ограничение — хронометраж: фильмы не должны длиться дольше 10 минут.
«Современные технологии не только делают более удобным решение повседневных задач, но также открывают перед пользователями фактически безграничные возможности для творческого самовыражения. Опыт прошлого года и предложенный свободный формат продемонстрировали это особенно отчетливо: никогда наш фестиваль не видел такого количества разноплановых и интересных работ», — отметила начальник управления маркетинга компании velcom Юлия Дайнеко.
Главное, что Smartfilm позволяет ответить на вопрос, так ли уж плохо выглядит любительское кино белорусов в сравнении с соседями, и избавиться от ряда предрассудков и культурных комплексов.
Тарас ТАРНАЛИЦКИЙ