В Железногорске учащиеся воскресной школы создают мультфильмы и кино
01 мая 2019 года
Как делают мультфильмы? Такой вопрос нередко слышат родители любознательных детей и подростков, а некоторые из наиболее просвещенных мам и пап даже могут показать, как это делается, в студии. Таковая есть, например, в Железногорске. Расположена она в подвальном помещении при Приходе Воскресения Христова. Всего лишь несколько комнат, самая простая аппаратура, тем не менее, созданные здесь мультфильмы уже отметили не на одном межрегиональном конкурсе анимации.
Превратить рис в медвежонка
Едва заходишь в полутемное помещение, с первых секунд понимаешь, здесь происходит что-то интересное – декорации, костюмы, экран на всю стену и какие-то столы с подсветкой снизу… Здесь и находится воскресная школа и созданная ее преподавателем Натальей Тереховой мультстудия.
Наталья Владимировна – матушка и мама шестерых детей, трое из которых занимаются в студии.
- Скопилось много детских рисунков, живых, спонтанных, хотелось, чтобы они сложились во что-то интересное, - рассказывает она, как все начиналось лет пять назад. – В это время в области как раз проходил фестиваль в формате любительского кино «Яблоки в траве», и нас пригласили в нем поучаствовать. Тогда мы и представили свой первый мультипликационный фильм «Мир как подарок». В основе его техника песочной анимации.
Для создания мультфильмов в ход идут подчас совершенно неожиданные материалы – рассыпанный рис, горох, облетевшая листва – все оживает на экране, превращается в белого медвежонка или забавную овечку или двух танцоров, кружащихся в вальсе. Играли, к примеру, дети с педагогами черной и красной рябиной, смеялись, делали попутно фото – неожиданно получился красивый мультфильм.
Постепенно мультипликация по-настоящему увлекла и педагогов воскресной школы, и учащихся.
- Если бы знала, что мультипликация такое интересное занятие, поступала бы на худграф, а не на методиста, - улыбается Наталья Владимировна. – С детства люблю рисовать!
Однако одного этого умения недостаточно для того, чтобы анимационные герои начали двигаться на экране. Нужна стопка рисунков, показывающих, как у героини, например, развеваются волосы. Двенадцать листов - двенадцать кадров, а на экране это одна секунда рисованного мультфильма.
Чтобы сохранить все пропорции персонажа, правильно задать траекторию движения, нужен стол с подсветкой. Железногорские мультипликаторы сделали такие лайт-боксы сами из обычных парт, мебельного стекла и светодиодной ленты. Подобные конструкции использовали профессиональные советские мультипликаторы. А Наталья Владимировна «подсмотрела» ее на фестивале мультипликации в Москве, на который ездила специально набраться опыта.
Чашки и чипсы оживают на экране
Во всех мультфильмах, созданных Натальей Тереховой и ее подопечными, есть главное – душа, есть в них и легкость, а именно то, что сделано играючи, и смотрится на одном дыхании. Пусть и создается это в неприспособленном для анимации помещении, служившим приходским складом, так ведь даже компания «Уолт Дисней» начиналась с небольшой анимационной студии, созданной братьями Уолтером и Роем Диснеями.
Даже ноутбук в железногорской студии далеко не самой последней модели.
Профессионального фотоаппарата тоже нет – многое и вовсе снимается на айфон.
- Сейчас делаем мультфильмы в программе movavi, хотим, конечно, профессиональную Dragan-framе, для этого нужен качественный ноутбук. Но мы не жалуемся, смиряемся, - продолжает матушка.
В создании мультфильмов могут принять участие даже малыши. Есть и очень простые техники создания мультфильмов, например, аппликация из пластилина. Достаточно просто пошевелить верхний слой, чтобы она пришла в движение и на экране.
- Верхний слой- это что-то из живописи, - рассказывает Наталья Владимировна. - Важно вспомнить игру, как основу ребячьей деятельности. Они играют с песком, с пластилином, придумывают сюжеты; задают вопросы и сами в игре отвечают на них, моделируя жизнь. Что такое хорошо, а что такое плохо. В ненавязчивой форме, без назиданий и запретов.
В смежном помещении чайный фарфор и сушки соседствуют с чипсами и колой – все эти предметы начнут двигаться, оживут в мультфильме, пока без названия, построенном на контрасте. С одной стороны - патриархальное чаепитие, с другой - болельщики футбола и еда из пакетиков. На таком диссонансе вполне можно построить что-то красивое и необычное.
Есть у железногорских мультипликаторов также мысли попробовать совместить в своих работах элементы мультипликации и кино.
Инга Иволгина