Мастер-класс от ученика Вендерса
17 августа 2010 года
В Самаре режиссер оказался по приглашению художественного руководителя телерадиопроизводственной компании "День" Дениса Степанова, с которым его связывают давние дружеские отношения. Суть программы Степана Хомякова довольно необычна. Он не собирается учить кого-либо теории кино: "Зачем, к примеру, плотнику знать теорию плотницкого дела? Ударив пару раз по пальцам молотком, он на практике обучится своему ремеслу". И вообще, режиссер считает, что невозможно кого-то чему-либо научить. Можно только научиться.
"Я хотел бы, чтобы у молодых людей возник к кино примерно такой же интерес, как у ребенка к конструкции, когда он разбирает ее, пытаясь понять: из чего она сделана, - говорит Степан. - Мы будем смотреть фильмы не как обычные зрители, а со стороны, чтобы разобраться: почему режиссер выбрал именно такой ракурс, почему именно такое в этом кадре освещение и такая музыка, какая у героя мотивация, и во многих других тонкостях, которые проходят мимо обычного зрителя. Моя цель – активизировать мозг молодых людей, интересующихся кино".
Первым фильмом для такого "разбора" Степан Хомяков выбрал картину Вуди Аллена "Матч-Пойнт".
Кроме того, на мастер-классах будут просматриваться и обсуждаться отдельные ролики и клипы. В том числе первые кинематографические опыты самих участников мастер-классов. Когда состоялось знакомство с пришедшими на первое занятие студентами, выяснилось, что у некоторых из них уже есть опыт создания любительских фильмов.
Возможно, после серии занятий самарские ученики Хомякова снимут собственный кинематографический этюд. Хотя, как говорит Степан, он не хочет кого-то "затаскивать" в кинематограф: настоящие мастера этого искусства появляются не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
Сам Степан вышел из театральной среды. В юности рисовал, играл на гитаре. А в кино пришел потому, что считает его синтезом всех искусств. В Германии, в городе Гамбурге, он оказался после женитьбы на немке. Здесь ему посчастливилось обучаться в Высшей школе визуальных искусств у одного из ведущих кинорежиссеров современности Вима Вендерса. "Это вдумчивый, совестливый человек и очень мягкий, - говорит о нем Степан Хомяков. – Я поражаюсь, как при своей мягкости он умудрился снять столько фильмов".
Вообще фильмы режиссеров Гамбурга, учеников Вендерса, занимают особое место в немецком кино: достаточно вспомнить картины режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина, призера Берлинского кинофестиваля 2003 года. Но сам Степан Хомяков снял пока два короткометражных фильма-притчи. Один из них, "За окном", побывал в программе нескольких фестивалей.
Сейчас Хомяков работает над сценарием полнометражной картины. Действие фильма будет происходить в наше время, в городе Гамбурге... Сейчас же режиссер помогает освоиться самарским студентам и считает, что даже в наших условиях можно делать игровые фильмы.
"Для этого в кино должна прийти "молодая шпана", у которой есть интересные идеи и хотя бы минимум профессионализма, - рассуждает он. - При этом у фильма может быть совсем небольшой бюджет".