Драма с собачкой
30 декабря 2010 года
Уже в третий раз кофейня DK (г. Алматы, Казахстан) – плавильный котел культурно продвинутой молодежи южной столицы – провела фестиваль любительского кино. В итоге выяснилось, что "любители-пародисты" предпочитают издеваться над кинохитами, а "любители-авторы" – рисовать с помощью животных мрачные картины бытия.
Первый Sweded Films Fun Festival состоялся в сентябре 2009-го. Было представлено порядка десяти фильмов, в основном пародий ("шведед"). Победителем в главной номинации тогда стал "Титаник". Последний кинофест собрал 13 картин, причем сильно разрослась категория авторского кино, то есть не имеющего к кинокарикатурам никакого отношения. Самыми интересными в конкурсной программе по линии "шведед" стали "Чужой" Ерена Шафигова, "Бесславные ублюдки" Диаса Амреева и "Изгоняющий дъявола" Каната Баймуратова. В первом повеселил саморучно изготовленный костюм Чужого, второй позабавил вольными шымкентскими интерпретациями диалогов ленты Тарантино, третий представил, что одна девочка, посмотрев "Бората", захотела посетить Казахстан и… попала в лапы дьявола. В финале рассказывается, что шайтан в девицу вселился, потому что вместо осмотра обещанных достопримечательностей наша героиня провела все время на барахолке, где выучила в совершенстве казахский матерно-посылательный язык.
Однако приз за лучший "шведед"-фильм Алматы – простенькая награда, выполненная в виде позолоченной пластиковой видеокамеры – достался Зарине Нурмухамбетовой, сумевшей, во-первых, выбрать для пародии самый яркий фильм второй половины 2010-го – "Начало" Кристофера Нолана, а во-вторых, взять из него наиболее запоминающиеся моменты и очень смешно их спародировать, к тому же весьма мастерски смонтировав. Стоит оговориться, что все "шведед" снимаются и редактируются на максимально простом оборудовании. Обычно это фотоаппараты с возможностью видеосъемки, иногда простенькие видеокамеры, микрофоны и компьютеры. Хотя сами знаете, нынешние любительские аппараты по своим техническим возможностям фору дадут некоторому профессиональному оборудованию.
Закончив с пародиями, жюри, в котором председательствовал кинокритик Олег Борецкий, отметило самые интересные работы в авторском кино. Здесь все было серьезно. Именно из-за серьезности не попало в конкурсную "шведед"-программу переосмысление "Заживо погребенного" (реж. Родриго Кортес). Сделали его Зарина Нурмухамбетова и Адиль Нурмаков. В оригинале главный герой – похороненный живым американский солдат в Ираке, в нашей версии – алматинец, заваленный обломками здания после землетрясения. Мрачновато…
Другой заслуживающей высоких баллов работой была "Хина" Милы Фахурдиновой. По образованию детский хирург, она не просто является настоящим фанатом движения "шведед" и любительского кино в Казахстане, но и всерьез планирует связать свое будущее с кинематографом, пройдя обучение в Нью-Йорке. Мила уже набила руку за эти годы, и потому неудивительно, что и на сей раз ее трогательная и жестокая одновременно короткометражка о бомже и его любимой собаке, которую он вынужден съесть, взяла две награды – за лучшую режиссуру и лучшего актера. Снималось это любительское, но такое профессиональное в душе кино на зеркальную камеру Canon.
Однако победителем жюри (не сказать, что единогласно) признало другую работу – уж очень в "Хине" все угрюмо заканчивается. Лучшим авторским фильмом стала мини-картина Юлии Скобелевой "A Christmas Carol". Практически весь фильм под безрадостно-депрессивную (что в тему) музыку один человек тащит по глухому лесу труп другого. И только в финале он наконец останавливается, вспарывает мертвецу грудь и достает оттуда звезду – игрушку, которой обычно венчают новогоднюю елку. В общем, игрушек из чрева герой достанет ровно столько, сколько нужно, чтобы нарядить елку. Работа закончена – звучит рождественская песенка-колядка (она же carol на языке оригинала). Вот такой рождественский сумрак.
Отметить стоит еще одну работу – "Потапыч" , неожиданно и единственно мультипликационную и оставшуюся без призов, если не считать особого упоминания жюри. Родили этого плюшевого медведя Кристина Ладонина и Татьяна Бегун. Две подруги днем обычные офисные работницы, в их деятельности нет ничего креативного. Но лишь наступает вечер… Идею снять фильм об одиноком жителе большого города им подсказал медвежонок, что два года проездил с девушками в машине. Одиночество игрушечного зверя лишь подчеркивают стоп-моушн-съемка на фотоаппарат и саундтрек – песня "Звезда" Жанны Агузаровой 20-летней давности. Однако девушки оказались милосердны и к герою, и к зрителям, а потому в финале Потапыч находит свою вторую половину. Как считают создательницы мультгероя, они поступили правильно, поскольку большая часть картин в авторском конкурсе заканчивалась отнюдь не за здравие.
Справка:
Движение "Шведед мувиз" (от англ. sweded movies) началось с фильма французского сценариста и режиссера Мишеля Гондри – автора культовой картины "Вечное сияние чистого разума". В 2007 году он снял "Перемотку", в которой главные герои – бездельники из видеопроката – случайно размагничивают все фильмы и, чтобы скрыть это, начинают сами снимать версии знаменитых лент. Клиентам так понравились "ремейки", что они стали заказывать горе-киношникам переделки своих любимых фильмов. Чтобы оправдать высокую цену за прокат таких фильмов и длительность исполнения заказа, герои фильма "Перемотка" сообщают осаждающим их киноманам, что видео поставляется к ним из Швеции. "Шведед" – это своя эстетика и свои правила: 1) краткость, 2) максимальное использование подручных средств, простейшая съемочная техника и минимальное использование спецэффектов, в том числе компьютерных, 3) юмор, 4) узнаваемость отобранных для пародии моментов знаменитого фильма. Рекомендуемые сайты: www.swededfilms.com и www.swededmovies.org.
Роман Райфельд