В апреле в Кузбассе пройдет очередной международный кинофестиваль
08 апреля 2013 года
О прошлом и настоящем кино в Кузбассе АиФ-Кузбасс поговорил с кемеровским критиком Алексеем Левиным.
- Расскажите как все начиналось?
- Первый кинофестиваль в регионе прошел в 2000 году в городе Гурьевске. Здесь энтузиаст Ольга Васильева занималась с детьми видео. Участников было немного, человек 20. Участвовала работа кемеровчан Давида Зарипова, Константина Пальянова и Татьяны Яцуты. С этих людей можно сказать и началось в Кемерове кинтотворчество. Потом они уехали, на смену им пришли другие.
К середине «нулевых» это стало модным явлением, особенно в Кемерове. Здесь в рамках фестивалей «Студенческая весна» появились конкурсы видеотворчества, которые существуют до сих пор. Инициатива проведения первого фестиваля в Кемерове принадлежит студентам Кемеровского государственного университета. В 2007 – 2009 году наблюдался настоящий расцвет видеотворчества. Потом интерес к этому начал пропадать. Кто-то уехал, кто-то это дело бросил, эта деятельность не профессиональная. С 2010 года все меньше кемеровских работ принимают участие в фестивале. Интерес к кино в Кузбассе был в рамках общего интереса к кино в Сибири, сейчас он везде поутих.
- Когда начнется следующий фестиваль «Видение»?
- Следующий фестиваль стартует 19 апреля – сейчас есть уже 230 заявок, из Кемерова их 6. География форума широка - заявки приходят со всей России, от Владивостока до Сочи, страны ближнего зарубежья буду представлены Азербайджаном, Белоруссией, Латвией, Казахстаном, из дальнего прислали заявки авторы из Германии, Италии, Польшы. «Видение» есть в списке кинофестивалей России и режиссеры просто присылают заявки. Так что ничего уникального в таком количестве участников нет.
- Есть какие-то общие тенденции у кузбасских авторов? Какие плюсы для зрителя в любительском кино?
- Общих тенденций в местном кинематографе нет. Плюсы – говоря чисто обывательски – можно увидеть массу знакомых. С другой стороны, все недостатки, идущие от непрофессионализма, искупаются эмоциями и энтузиазмом авторов. Это чувствуется с экрана. Здесь зритель получает интересную историю, которую может понять.
- А не могли бы вы назвать основных кемеровских режиссеров, их работы?
- Михаил Бондаренко – трилогия «Адаптированные». Евгений Белоусов - «Скотч» - первый кузбасский боевик, фильм по продолжительности приближается к 40 минутам, это «средний метр», создатели очень сильно его рекламировали, на премьеру пришло очень много человек - 300. Лично мне он не понравился. Я считаю, не надо любителям играть по правилам большого кино, была попытка на местной почве, с местными возможностями сделать боевик, мне кажется она не получилось. Павел Ассев - «Сестренка», «Блоггеры». Юлия Волкова - «Точка невозврата». Кстати, Юлия Волкова планирует в будущем снимать полнометражный фильм.
- С какими трудностями сталкиваются режиссеры? Нехватка средств?
- Финансы играют меньшую роль. Фильм можно снять и за 300 рублей, можно за две тысячи. Самое главное проблема в нехватке желания и времени. Может недоставать желания, потому что скорее всего эта деятельность не принесет ни славы, ни денег.
Режиссеры о проблемах
Михаил Бондаренко: «Если вы тщеславный человек и хотите быть в центре внимания, надо быть готовым к тому, что этого не произойдет. Тем более не стоит ждать благодарности. Еще один проблемный момент, технику для съемок достать не просто, нельзя прийти в магазин и купить все, что тебе нужно…»
Юлия Волкова: «Первая проблема – дефицит идей, с ним сталкиваются все. Дополнительная трудность, писать сценарий, когда нет профильного образования, трудно придумывать. Во-вторых, сложно собрать команду, например, найти хорошего оператора. Часто один человек выполняет много функций. Третье, сложность с деньгами. Их трудно найти. Даже на дорогу, чтобы поехать на конкурс, где есть возможность получить средства под свой проект».
Стас ИЗМУТДИНОВ