Якут-фильм и Бурятия-пикчерз
29 января 2014 года
Никита Михалков, посетив на днях Якутию, заявил, что хочет снять в этих краях истерн — фильм про российский Восток. И глава республики Егор Борисов ничуть не удивился предложению маститого режиссера, неожиданно приземлив тему высокого искусства на местную вечную мерзлоту: «Что ж, кино у нас любят. У нас сейчас в любую деревню заедешь — наткнешься на киностудию». Самое интересное: глава Якутии не пошутил и не слишком преувеличил. Он сказал о новом российском явлении.
Специально для тех, кто привык думать о возможностях регионов со столичного высока, сообщаю: в последнее время в Якутии снимают по десятку полнометражных игровых фильмов ежегодно. Рекламные постеры местных картин регулярно встречаются на улицах Якутска. И показывают их не в маленьких залах, а на больших экранах, наравне с голливудскими блокбастерами.
Прокат выявляет настоящие хиты местного производства, которые собирают больше зрителей, чем очередные «Сумерки». Возьмем комедийный боевик «Герои», историю, снятую в духе сериала «Монти Пайтон», о нескольких деревенских парнях. «Герои» собрали в местном прокате больше 3 млн рублей. Смешная цифра для Москвы, но здесь это свидетельство успеха. Что и побудило режиссеров Василия Булатова и Евгения Пивоварова снять продолжение. Сиквел вышел в 2012 году — и билеты были раскуплены за три дня. Причем вторую часть снимали при финансовой поддержке владельцев кинотеатров, поверивших в то, что картину ждет успех. Не прогадали!
Или вот вам тонкое авторское кино. Например, картина «Покидая благоухающую гавань» режиссера тувинского происхождения Сюзанны Ооржак, работающей также в главном якутском «Саха-театре». Этот фильм — о мировосприятии современной якутской молодежи. Главная героиня живет в Гонконге, прожигает жизнь в ночных клубах и увлекается комиксами-манга, иногда страдая от странных видений с образами дальних земель и людей в традиционной одежде... Тема национальной идентичности — одна из ведущих в современном якутском кино. Кстати, все местные фильмы снимают на якутском языке — и зрителей это только привлекает.
Якутское чудо? Чудо, но не только якутское. Местный кинобум наметился и в других регионах — Бурятии, Карелии... В минувшем декабре стало известно, что бурятский «Булаг» («Святой источник») режиссера Солбона Лыгденова примет участие в одной из параллельных программ Берлинского кинофестиваля. Других российских картин на смотре не будет. Случай Лыгденова вообще интересен: режиссер работал раскадровщиком и постановщиком трюков в кинокомпании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова, мог бы дорасти на этом раскрученном бренде до права снять, например, одну из новелл в очередном альманахе «Елки». Но выбрал другой путь: вернулся на родину делать независимое кино.
«Булаг» — не первый прорыв бурятских кинематографистов. В 2009-м дебютный фильм режиссера Баира Дышенова «Улыбка Будды» получил приз «Хрустальный медведь» в секции «Поколение» на том же Берлинале, а в 2012-м картину «Наказ матери» показывали в конкурсных программах фестивалей в Торонто и Варшаве. Притом популярный кинематограф в Бурятии тоже есть: группа местных кавээнщиков выпустила уже три комедии — «Чайник», «Улан-удэнцы» и «На Байкал». Последняя, кстати, вышла в общероссийский прокат и собрала 10 млн рублей (при затратах не выше 1 млн).
В Карелии появился молодой режиссер Иван Кульнев, на счету которого несколько романтических комедий и целая киностудия «Карелфильм», им же созданная. В Сибири молодые кинематографисты снимают в основном короткометражный артхаус, но в том, что их авторы скоро замахнутся на «большие» дебюты, сомнений нет.
В чем секрет этого киночуда? С одной стороны, независимость от крупных студий, фестивалей, питчингов, Минкульта — и как следствие маленькие бюджеты, не сковывающие фантазию. Пока видные кинематографисты обвиняют государство в скупердяйстве, их провинциальные коллеги сторонятся государства вообще. Что такое госсубсидии, они не знали и вряд ли узнают — в Москве есть кому делить деньги.
Второй фактор — четкая ориентированность на местного зрителя. Не стоит думать, что региональное кино — это маргинальный трэш или чернуха. Наоборот, и здесь путь к сердцу зрителя лежит через четкие жанровые формы — боевик, комедия, триллер... История такая: кинематографисты записывали свои творения, снятые на кровно заработанные, на кассеты, приносили их в кинотеатры и добивались пары утренних сеансов. Потом на эти показы приходили толпы — и тут уже начинался настоящий прокат. Какой-нибудь местный боевичок, снятый на заднем дворе, обгонял по посещаемости «Гарри Поттера». А вы говорите, что российское кино не может быть успешным! Налицо и усталость нашего зрителя от бесконечного мельтешения голливудской серятины. А тут тебе родные пейзажи и лица, невымороченная жизнь...
Наверное, не все рецепты региональных Тарантино годятся центральным студиям. Но один точно стоит взять на вооружение: чувство ответственности перед зрителем, живущим буквально рядом с тобой. Тогда реален и творческий успех, и касса.
Кстати
Чтобы посмотреть кино, снятое в российской глубинке, не обязательно туда ехать. Можно, к примеру, отправиться в Канаду: в Торонто каждый год проходит фестиваль imagineNATIVE, посвященный проблемам коренных народов мира. Именно в рамках этого смотра состоялась премьера фильма «Наказ матери» бурятского режиссера Баира Дышенова. Он же участвовал и в конкурсной программе короткого метра на Каннском кинофестивале в 2012 году.
Программа регионального российского кино «Офсайд» два года назад появилась и на московском фестивале «2morrow/Завтра». В прошлом году здесь показали пять полнометражных картин и сборник короткометражек «Новое кино Сибири».
Найти выход к международному зрителю региональные режиссеры могут и другими способами — интерес к необычным и любительским фильмам в мире только растет. Так, в американском городе Сан-Диего, Калифорния, проходит прием заявок (до 1 февраля — шлите, еще успеете) на участие в Международном фестивале кино, снятого на камеру мобильного телефона. Смотр будет проходить уже второй раз, в конкурсной программе все по-настоящему — игровое кино, документальное, короткометражное и полный метр. Подобные смотры проходят также в Австрии, Китае... И даже в России — параллельная программа «мобильного кино» существует на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске.
Елена Ищенко