На круглом столе обсудили перспективы сахалинского кинофестиваля
28 августа 2012 года
На международном кинофестивале "Сахалинский экран-2012: Путешествие на край земли" состоялся круглый стол на тему: "Фестивальное движение. Мировой контекст и российская специфика". На нем шла речь о практике, тенденциях, мировом опыте проведения кинофестивалей, которые имеют большое значение для профессионального роста сахалинского фестиваля-новичка.
В частности, программный директор фестиваля "Кинотавр" Ситора Алиева говорила о том, что сегодня именно фестивали являются главным посредником и оператором на рынке мирового кинематографа: "Фестивали (не ТВ, не интернет) дают фильмам силу, энергию, престиж. Сегодня именно молодые, новые регионы заинтересованы в фестивалях, потому что, несмотря на то, что интернет лишил нас понятия "провинция", и мы все в открытом доступе к любой информации, фестиваль дает гораздо больше живой энергии, возможность увидеть картины, задать вопросы автору, поддерживает российскую киноиндустрию даже в нынешнем ее состоянии. Любая власть, которая хочет выглядеть по-настоящему культурно (а это сейчас модный тренд) в первую очередь промотирует себя, свой город, свой край. И не будем забывать, что фестиваль - это форма туризма (без Каннского фестиваля, например, города не существует, хотя в XIX веке это была лишь маленькая рыбацкая деревушка). Сейчас у Южно-Сахалинска есть возможность расширить фестиваль, используя российские и международные кинопрограммы. Молодое поколение зачастую предпочитает жить в своем ограниченном провинциальном мире и не хочет знать чужие языки (народы, культуры). В этих условиях авторское кино является главным окном в мир, способом взаимодействия с чужим менталитетом".
Фестиваль на острове - явление в мире нерядовое, заметила Ситора Алиева. И привела пример фестиваля норвежского острова Тромсе, где 10 дней 24 часа подряд идут показы, а зрители хвастаются друг перед другом, кто сколько посмотрел фильмов - 5, 10, 15, и все билеты выкупаются заранее. Правда, на это ушло 20 лет жизни, которые и сформировали активного, умного, тонкого зрителя. Точно так же сегодня Пусанский фестиваль (Республика Корея) является одним из ведущих киноцентров Азии, пропагандирующим в первую очередь авторское отечественное кино, которое имеет тотальные аншлаги.
Что касается "Сахалинского экрана", самое главное, чем он порадовал гостей (отчасти и став неожиданностью), - большой интерес южносахалинцев к современному кино, включая и то, которое иногда называют депрессивным, оно же честное авторское кино, отметил креативный директор фестиваля Алексей Агранович. В числе шагов на перспективу он назвал реконструкцию кинотеатров (при том, что техническая база у нас вполне приличная), создание современного фестивального центра. На следующем фестивале будет предусмотрена программа короткометражных фильмов, в которой желательно участие молодых сахалинских кинематографистов: "Мы заинтересованы в людях, которые увлечены не только знакомством с кино, но и его производством. Для них мы готовы организовывать мастер-классы во время фестиваля и после него, привозить сюда людей, которым есть, что вам рассказать".
В свою очередь режиссер Алла Сурикова сообщила, что губернатор области Александр Хорошавин с пониманием отнесся к ее идее государственной поддержки подготовки сахалинских кадров (режиссеров, менеджеров, продюсеров). В этом году на высшие режиссерские курсы будет направлен сахалинец Александр Ли. Поскольку Сахалину нужны свои кадры, и это всяко рентабельнее, чем выписывать их из столицы. Хотя не исключено, что именно фестивальная площадка станет стартовой для рождения новых звезд (для примера: в свое время "Кинотавр" кардинально изменил жизнь и сделал известным Алексея Мизгирева, режиссера фильма "Конвой"). Она порекомендовала организовывать фестивальные десанты в сахалинские города, поскольку пока фестиваль остается подарком только для южносахалинцев. А также объявить конкурс на создание фильма, съемки которого должны проходить на Сахалине. Обсуждалась и возможность показа в рамках сахалинского фестиваля фильмов из обоймы фестиваля "Кинотавр".
Как подчеркнула министр культуры области Ирина Гонюкова: "Для нас кино важно не только как инструмент коммуникации, воспитания, позиционирования региона, главное, чтобы фестиваль стал заметным явлением в культурной жизни Сахалинской области. Предстоит еще много поработать - и над его технической организацией, и над продвижением в области. Может быть, когда-нибудь мы будем использовать его ресурс для привлечения финансов в регион, но я думаю, для этого потребуется очень много времени... Фестиваль "Сахалинский экран" был задуман и остается не коммерческим, а социально ориентированным проектом, который позволяет больше погружаться в мир кино, развивать прокат на территории области".
Третий кинофестиваль на Сахалине пройдет под другим наименованием, чтобы отличаться от фестиваля любительских фильмов. Один вариант уже есть - критик Кирилл Разлогов предложил назвать его "Край света". Слово за сахалинцами - будет объявлен конкурс на лучшее название кинофестиваля.
Марина Ильина