"Встречи на Вятке" - наш фестиваль!
17 апреля 2008 года
Пятый кинофестиваль короткометражного игрового кино (а с прошлого года у него статус всероссийского) нынче собрал рекордное число участников - более 80 авторов из 30 регионов - и прирастал в этом году скорее количественно, чем качественно.
Так, по словам его главного организатора и вдохновителя Олега Бурдикова, не было явных и ярких лидеров, как в прошлый, например, год. Но сильно поднялся так называемый средний уровень. Ужесточился конкурсный отбор фильмов, а значит, наш фестиваль становится все более "настоящим" и полноценным.
Очень многие поэтому обиделись: мол, на других-то нам призы давали и всяко хвалили, а у вас.. Но таково правило: чем больше спрос, тем выше требования к профессионализму. К которому все здесь, невзирая на "малоформатность" короткометражного кино, стремятся. Лишь принцип некоммерческого, неконъюнктурного подхода остается главным. Плюс никакой чернухи, разумеется.
Руководитель одного кинообъединения из Перми Василий Макаров даже признался: он ни за что не станет иметь на съемках дело с человеком, который требует оплаты. Это для него вопрос принципа - работать на чистом энтузиазме.
И ведь удается! Скажем, уговорить директора авиалиний отдать самолет ТУ-134 на три часа для съемок. С седьмого захода, но тот все же согласился. А бывает, что и сами люди идут навстречу - потому что на благо детского кино (и Макаров рассказывает в этой связи, как ехал на такси за тридевять земесь по делам студии, а водила не взял с него денег, ведь дети - это святое).
И в этих "некоммерческих" рамках, оказывается, можно сделать очень даже многое по части креативности и непосредственности видения, а также разных экспериментов. Чего в общем не может позволить себе профессиональное кино. И в этом сила. А слабость, наоборот, в низком уровне профессинализма, и в первую очередь педагогов - таков своего рода замкнутый круг, в котором существует короткометражное игровое кино.
Но в этих рамках возникло довольно мощное движение, которое год от года набирает сторонников. Сам Никита Михалков прислал ему нынче приветствие! А культовая среди молодых киноншиков персона, президент лиги юных журналистов России Александр Школьник приезжал лично и провел семинар с участниками.
Кировчане традиционно занимают здесь сильные позиции, и Бурдикову приходится даже несколько "притушивать" энтузиазм многочисленных кинолюбителей, устраивая отборочные туры и тем самым строго фильтруя их ряды. Результаты не замедлили - из семи кировских работ шесть оказались призовыми.
Что снимают дети? Что их волнует? В общем-то ничего нового: любовь, одиночество, непонимание взрослых, наркотики, общение. Но главное - КАК они говорят об этом, чем смогут зацепить восприятие, какие найдут для этого решения. Техническая грамотность приветствуется, но не является определяющей. Выходит, что главнее - правда чувства, подлинный креатив, который всегда заметен. Несовершенство же картинки с лихвой окупает (а иногда и маскирует) напористая музыка, яркость и броскость заставки. Короче, кто как может... А иной раз звучат вовсе неплохие стихи, которые я даже записала.
Так или иначе, при всех плюсах и минусах, "Встречи на Вятке" возникли самостийно, из чистой любви к кино ( поэтому здесь гордятся словом "любительское", оно ключевое). В отличие от почившего в бозе амбициозного фестиваля социального кино - который как ни надувал щеки и не раскатывал звездных дорожек, все равно так по сути и остался малобюджетным провинциальным трэшем. Потому что был навязан сверху во времена местной популистской риторики и не имел на вятской земле собственных корней. Кстати, "Встречи на Вятке" уже отчасти взяли на себя некоторую социальную функцию: в этом году в конкурсе появилась новая номинация "Надежда", в которой приняли участие - в качестве авторов и даже актеров - дети с ограниченными возможностями. Задумывалось это как чисто гуманитарная акция, однако же заявленные в "Надежде" работы порадовали жюри достаточно высоким уровнем и даже получили полноценные призы.
Мэри ЛАЗАРЕВА