Тамбуровка, конечно, процесс занятный, но не всегда целесообразный. Обычно, при изготовлении фальшивых голов и других волосатых муляжей, волосы вживляют непосредственно в изделие. Для этого нужен специальный инструмент — своеобразное шильце, которое, впрочем, можно изготовить самостоятельно из швейной иглы (подробнее об этом читайте во врезке).
Предлагаемая техника может быть довольно полезной и мастерам-кукольникам. Также целесообразно применять её при изготовлении лысых париков на основе пластических (латексных или силиконовых) монтюров.
Легче всего волосы вживляются в мягкие материалы, такие как силикон, вспененный латекс и протезный желатин. Чтобы воткнуть иглу в воск, его следует немного подогреть, или использовать шильце с электроподогревом. Если в вашем городе есть экспозиция с восковыми фигурами, то настоятельно рекомендую обратить внимание на то, как в них вживлены волосы.
Разумеется, втыкать волосы проще, чем завязывать их каждый раз на самозатягивающийся узел с помощью микроскопического крючка. Тем не менее, поначалу, процесс вживления у вас может пойти медленнее, чем тамбуровка, особенно, если вы достаточно долго её практиковали. Мне потребовалось изготовить две головы и сломать 3 иглы, чтобы выработать оптимальную технику, зато теперь я втыкаю волосы со скоростью швейной машинки.
Как изготовить шильце для вживления волос
Как обычно, мне приходится всё делать самому с самого нуля. И даже такую мелочь, как игла пришлось долго искать, чтобы она удовлетворяла тем требованиям, которые я к ней предъявлял. Заказывать готовое шильце через Интернет хлопотно и долго, к тому же они довольно часто (как оказалось) ломаются, поэтому я и вам рекомендую научиться делать их самостоятельно. Лучше всего подходят иглы для бисероплетения: они достаточно тонкие, и их диаметр одинаков по всей длине. Стоят они сущие копейки, особенно по сравнению с готовыми шильцами.
Наша задача — обточить ушко иглы таким образом, чтобы оно стало похожим на своеобразную вилку, один из концов длинней, чем другой. Обтачивать следует абразивном круге с алмазным напылением. Если вы некомфортно чувствуете себя рядом с включённым электронаждаком, поручите это дело человеку с твёрдой рукой и острым зрением. Я для этих целей использую электрогравёр с соответствующей насадкой (потрясающий инструмент, который должен быть в каждой мастерской!).
При обтачивании не допускайте перегрева иглы, чтобы не потерять её заводскую закалку. На ушке не должно остаться никаких заусенцев, иначе волосы будут рваться. Обработанную таким образом иглу следует закрепить, например, в корпусе от старой авторучки с помощью клея и ваты, или любым другим, более «благопристойным» методом, допускающим быструю смену игл. Ручка инструмента не должна быть длинной, иначе вам будет неудобно работать им в труднодоступных местах. Учтите, что подобные иглы очень хрупкие, и я рекомендую сразу сделать запас из 10 или более штук, но зато именно с их помощь достигается наилучший результат. Иглу не стоит жёстко фиксировать: если она будет немного раскачиваться, меньше риск её сломать. Кусочек ваты и капля резинового клея в корпусе от ручки или фломастера — оптимальное решение, на мой взгляд.
Как обычно, при написании подобных руководств, я исхожу из предположения, что вы правша. Левой рукой возьмите небольшую прядь волос, и сформируйте петльку, зажав её большим и указательным пальцами. В правой руке у вас шильце: длинный зубчик «вилки» должен быть повёрнут так, чтобы им было удобно захватывать волосы из прядки в левой руке.
Слегка распушите петельку, захватите шильцем пару волосков. Нежно воткните их в поверхность изделия на максимально возможную глубину, и удерживая иглу на глубине, отведите левую руку в сторону, освобождая таким образом захваченные волоски. С изнаночной стороны изделия должна образоваться петелька длиной 5-15мм. Большей глубины не требуется, а при меньшей есть риск, что волосы выдернутся при расчёсывании. Особенно глубоко следует втыкать волосы в воск, так как в этом случае нет возможности закрепить волос с изнаночной стороны.
Вживлять волосы следует в направлении от себя, держа иглу под требуемым углом. Если нужно получить пышную причёску, втыкайте волосы перпендикулярно поверхности головы. При работе над бровями, иглу приходится держать почти параллельно лбу. Заранее позаботьтесь о том, чтобы ваш муляж было удобно вертеть: при работе «от себя» достигается наибольшая производительность, и волосы почти не мешают. Как только вы воткнули очередной волос, сразу пригладьте его средним пальцем левой руки — он остаётся единственно свободным в этот момент: большой и указательный держат петельку; безымянный и мизинец придерживают прядь в кулаке, не давая ей спутаться; ну а в правой руке — шильце (а мизинцем можно опираться о поверхность головы).
Некоторые мастера набрасывают прядь волос на ноготь среднего пальца, а уже с него иглой захватывают отдельные волоски. Мне этот способ не нравится, хоть ему и учат в школе Дика Смита (Dick Smith): сложно контролировать количество захватываемых волосков, да и ноготь царапается иглой, что совершенно неприемлемо.
Любовь к кошкам
Учтите, что вы втыкаете волос, согнутый пополам, и таким образом из одной точки «вырастают» два волоска, когда у человека, как правило, один. Изделие может получиться несколько более густым: будьте внимательны, когда станете оформлять брови. В принципе, можно приноровиться втыкать волосы не сгибая их в петлю, а полностью утапливая один из концов в материал. Подобным образом рекомендуется делать небритость на муляжах голов и пластических масках. Это каторжный труд, но для съёмки крупным планом это единственно правильное решение. В случае с ресницами и бровями и вовсе приходится использовать волос животных: например кошек. Кошачий волос тонкий и мягкий, и с одной кошки можно сбрить сразу несколько оттенков шерсти (речь идёт в основном о персидской породе черепахового окраса).
Если муляж головы предполагает наличие густой шевелюры, то вполне можно облегчить себе работу, втыкая сразу по несколько волосков в одну точку (около четырёх), но с большим интервалом. Тем не менее, краевые линии роста волос должны быть обработаны более тщательно, и с использованием более тонкого и светлого волоса (с кошачьей грудки). Линия роста волос, особенно у лба, требует максимально ответственного подхода. Волосы не растут по прямой линии и через равные промежутки! Лобная линия должна представлять собой довольно рваный край с неоднородной густотой волос. Это же касается и ресниц.
После того, как процесс вживления волос завершён, необходимо тщательно пропитать клеем изнаночную сторону изделия, чтобы зафиксировать волосы. Если вы вживляли в силикон, то используйте в качестве клея его же, если в латекс — промажьте поверхность жидким латексом или резиновым клеем. В завершение, можно заполнить муляж головы монтажной пеной.
Расчёсывать волосы всегда следует с концов и с разных сторон пряди. В противном случае, вы выдерете все волосы, а у парика можете порвать и сетку-основу: расчёсывайте так же нежно, как своего любимого человека.
Автор: Денис Потеряев, 17.08.2008
Источник: Грим и спецэффекты
Статья опубликована с письменного разрешения автора.
|