Сам себе режиссер
10 июня 2011 года
За лучший любительский фильм жюри кинофестиваля VOICES наградит путевками в Рим и международным признанием.
Конкурсы непрофессионального кино обычно идут в нагрузку к основной программе кинофестиваля и обращают на себя внимание разве что самих участников и членов их семей. Фестиваль молодого европейского кино, который в этом году пройдет в Вологде и Череповце во второй раз (с 5 по 10 июля), решил сломать традицию. Короткометражные конкурсные работы, снятые на любительские камеры и даже сотовые телефоны, будет отсматривать то же жюри, что и профессиональные картины.
А главный приз победитель конкурса "Я люблю тебя, Вологодчина!" получит на церемонии закрытия фестиваля из рук председателя жюри, обладателя четырех "Оскаров" режиссера Хью Хадсона. Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо воспеть малую родину в пятиминутном ролике (игровой, документальный или мультипликационный) и до 1 июля переправить его организаторам (об этом ниже). По секрету скажем, что на конкурс пока подано менее десяти работ, а посему шанс есть у всех.
Как это было
На прошлогоднем фестивале едва не случился обморок. Вологжанка Анна Тихомирова, вызванная на сцену под рукоплескание зала, в том числе сидящих в нем звезд мирового кино, едва осталась в сознании. "Это было одним из самых сильных воспоминаний от первого фестиваля, — рассказал "Речи" директор кинофестиваля VOICES Игорь Лысенко. — Анна стояла на сцене сама не своя и шептала: "Этого не может быть".
Девушка победила с видеороликом "Устье на велике". Зрители смогли увидеть повседневную жизнь Устья глазами ребенка, который едет по поселку на велосипеде. Второе и третье места достались вологжанину Семену Сизоненко за работу "Вологда. Живой город" и череповчанке Ольге Гронской за ленту "Любовь — категория абсолютная". Вообще же в конкурсной программе приняли участие 30 работ.
В прошлом году фестиваль был посвящен французскому кино, и Анна Тихомирова получила две путевки в Париж (в этот раз во главе угла итальянское кино, и победителя с родственником или другом ждет Рим). Кстати, Анна в столицу Франции до сих пор не выбралась, так как накануне своего триумфа родила ребенка и попросила организаторов перенести путешествие на год. В конце июня вологжанка воспользуется призом.
Куда нести
Повторим, что в конкурсе короткометражных фильмов, объявленном организаторами II Международного кинофестиваля молодого европейского кино VOICES в партнерстве с областной газетой "Красный Север", может принять участие любой житель Вологодской области — как любитель, так и профессионал. Снимать можно даже на камеру мобильного телефона. Для участия автору необходимо до 1 июля 2011 года представить конкурсную работу в формате AVI или DVD. Конкурсная работа должна представлять собой игровой, анимационный или документальный короткометражный фильм длительностью не более 5 минут. Обращаем ваше внимание, что на конкурс принимаются именно видеоматериалы. Конкурс проводится в 3 этапа. С 10 мая по 1 июля проходит прием работ. С 1 по 4 июля — техническая обработка представленных работ. А с 5 по 9 июля конкурсные работы будут показаны в фойе кинотеатра "Ленком" в Вологде.
Главным призом победителю станет недельная поездка в Рим на двоих, финалисты конкурса "Я люблю тебя, Вологодчина!" получают международное признание.
Помимо высоких целей, таких как поддержка и популяризация видеопроизводства, у конкурса "Я люблю тебя, Вологодчина!" есть и еще одна важная функция. Быть может, для кого-то из его участников он станет толчком к серьезным занятиям кино. Работы на конкурс принимаются в рабочие дни по адресу: Вологда, ул. Мальцева, 52, 4-й этаж, редакция газеты "Красный Север". Электронный адрес для справок: voices@krassever.ru. Телефон для справок (8-172) 72-10-62. Контактное лицо — Ольга Харабарина.
Участник № 1
Первой участницей нынешнего конкурса стала вологжанка Наталия Яковлева, которая принесла организаторам весьма необычный фильм. Оказывается, древние греки считали, что в наших широтах проживает сам северный ветер — Борей, а совсем неподалеку раскинулось царство ариев. Историю о путешествии в легендарные места и рассказала Наталия Яковлева. Ее трехминутный фильм называется "По Сухоне. Дорогой древних ариев".
— Картина снята в июле прошлого года, — рассказывает Наталия. — Мы вместе с участниками проекта "Школа путешественников Федора Конюхова" на плоту сплавлялись по Сухоне. Вся экспедиция заняла восемь дней. Пересекли Нюксенский, Тотемский, Великоустюгский районы области. Жили в палатках, еду готовили на кострах.
Кинокартина уже успела "засветиться" на фестивале фильмов индустрии туризма "Китоврас" в Великом Новгороде. Теперь автор надеется покорить сердца земляков.
Как снять фильм
Известный тележурналист, краевед и путешественник Анатолий Ехалов советует, как создать патриотический документальный фильм, не впав в слащавость и излишний пафос.
— Первым делом нужно оглядеться по сторонам и увидеть людей, потому что кино без людей бесцветно. Да, у нас на Вологодчине замечательная природа и архитектура, но одними пейзажами эмоций у зрителей не добьешься. Я бы посоветовал взять героями фильма пожилых людей, лучше деревенских. Они обладают опытом, народной мудростью и собственным оригинальным взглядом на жизнь. Через судьбу и размышления этих людей неизбежно высветится история нашей страны и области. Это будет интересно, емко, глубоко и трогательно.
— Стоит ли уделять большое внимание операторским изыскам, подбору музыки и так далее?
— По моему глубокому убеждению, настоящее документальное кино заканчивается тогда, когда ставят камеру и командуют: "Мотор". В таких фильмах ты видишь режиссера, оператора или автора сценария, а образ героя картины размывается или получается искаженным. К тому же сам герой, ощущая, что им манипулируют, говорят, куда встать и что сказать, чаще всего закрывается и на экране выглядит неестественным. Главное — создать такую атмосферу, чтобы человек не чувствовал или забыл, что его снимают. Чем меньше технических ухищрений и чем больше неподдельного интереса к герою, тем лучше. Не надо пытаться чесать правой пяткой левое ухо. Давайте будем проще.
— Как не переборщить с патриотизмом и не впасть в слащавость?
— Настоящий патриотизм незаметный и тихий, а показной ура-патриотизм часто гроша ломаного не стоит. Говорят, что пустая бочка громче гремит. Наверное, надо оценивать человека с точки зрения его дел, а не слов. И в фильме стараться показать и рассказать о реальных достижениях человека. Зритель у нас умный и обязательно отличит того, кто по-настоящему болеет за родину, от болтуна.
— Сейчас технический прогресс сделал скачок вперед: у многих появились видеокамеры, фотоаппараты и телефоны с возможностью видеосъемки. Это может спровоцировать рост интереса к съемкам документального кино?
— Спровоцировать может, но качественных фильмов, думаю, больше не станет. Я уже говорил, что техника здесь неважна, надо уметь наблюдать и видеть. Глазами и сердцем.
Сергей Виноградов