В Госдуму внесены поправки, обязывающие платить за показ любительских фильмов
01 апреля 2013 года
В конце минувшей недели в Госдуму были внесены поправки в закон "Об авторском праве и смежных правах" 1993 года, а также ряд статей Гражданского Кодекса РФ. Данные поправки призваны привести законодательные акты в соответствие с соглашением ТРИПС, которые должны подписать все страны-участники ВТО. Напомним, что Россия стала полноправной участницей международной организации в августе 2012 года.
Совершив этот шаг, страна приняла обязательство исполнить все пункты Соглашения о ВТО, одним из приложений к которому является ТРИПС - соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights). Этот документ был введен в силу в 1994 году, во время «Уругвайского раунда» Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). С 1999 года принятие данного соглашения стало обязательным для всех 158 стран, входящих в ВТО. В соглашении были установлены основные стандарты признания и защиты объектов интеллектуальной собственности, базирующиеся на ранее подписанных международных конвенциях по защите прав интеллектуальной собственности.
Внесенные поправки, в частности, затрагивают п. 1 ст. 1270, ст. 1285 и п. 1 ст. 1286 Гражданского кодекса РФ относительно публичного показа произведения, то есть любую демонстрацию оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Это использование произведения и допускается на основании лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права с правообладателем.
Если изменения вступят в силу, то для любой демонстрации, в том числе любительского кино, желающим сделать это будет необходимо обратиться за оформлением крайне недешевой лицензии в Российское авторское агентство (РАА), представительства которого в настоящий момент есть даже не во всех столицах субъектов Российской федерации. Поскольку создатели любительского кино в крайне редких случаях обращаются в это Агентство для закрепления за собой авторских прав на свои произведения (что в первую очередь связано с частым использованием в фильмах «заимствованного» музыкального сопровождения, на которое уже распространяются авторские права третьих лиц), то для любого публичного показа своих работ им придется оплачивать такую лицензию.
При таком положении вещей очень интересна судьба фестивалей любительских фильмов. Для их организаторов останется два варианта: либо приобретать лицензии на демонстрацию каждого фильма (что маловероятно для случаев, когда организаторами выступают сами же любители-фильммейкеры), либо переходить на полностью он-лайновый режим работы.